ПОЛОЖЕНИЕ
по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи"
ПБУ 13/2000
I. Общие
положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в
бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной
помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных
организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации (далее - организации), и признаваемой как увеличение экономической
выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных
средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в
качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах,
установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее
положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п.
действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в
которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли
(предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и
сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в
бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи,
предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее - субвенции и субсидии
именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств),
включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные
участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется
независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в
виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства
подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных
с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов
(основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться
дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов
активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним
относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование
капитальных расходов.
II. Учет
бюджетных средств
5. Организация принимает бюджетные средства, включая
ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии
следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих
средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные
организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические
обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о
бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи
ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной
помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к
бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих
получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению,
определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых
обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных
активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в
соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете
как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По
мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают
задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений
и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по
мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений
и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого
финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет
бюджетных средств и подлежащим согласно действующим
правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого
финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных
расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов,
подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода
признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных
средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации
согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в
качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в
эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования
объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые
результаты организации как внереализационные доходы;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов
- в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов
будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету
материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления
других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы
отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в
производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты
труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано
с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится
списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться
исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном
порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие
отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам
и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и
условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации
бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ
8/98 (утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 года N 57н , зарегистрировано в Минюсте России
31 декабря 1998 года, регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства,
но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих
средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение
целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и
т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до
получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их
предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи
с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же
году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в
бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи
с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве
государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату,
производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на финансирование
капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение
задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на
сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была
начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
в части бюджетных средств на финансирование текущих
расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности
по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий
остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в
бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов
организации и возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не
зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства,
активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их
(фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
III. Учет
бюджетных кредитов и прочих форм
государственной
помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации,
отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных
средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на
возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий
организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует
достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие
средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета
бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода,
которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на
безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с
пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной
хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для
целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами
государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности
для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности
организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной
записке.
IV. Раскрытие
информации в бухгалтерской отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств целевого
финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается
в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" либо
обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском
учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на
счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных
доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве
доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего
Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных
расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит
раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной
помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в
бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых
организация прямо получает экономические выгоды;
не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления
бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.